4. Дисциплины обслуживания (ДО) очередей
Планирование доступа к ресурсам


4.1 Введение в ДО

1. На каждый из планировщиков поступает поток работ (заявок).
2. Формируются очереди работ.
3. Имеется ресурс, способный выполнить соответствующую работу.
4. Обслуживание без отказа - заявка не покидает систему пока не обслужится. (среднее время обслуживания заявок в системе (очереди) не зависит от дисциплины обслуживания).
5. Заявки имеют параметры:
 - время обслуживания (трудоемкость);
 - приоритет.
6. Выбор заявок из очереди производится по правилу, которое называется дисциплиной обслуживания. На рисунке 4.1 представлена схема одноканальной системы без отказов

Рис. 4.1. Схема одноканальной системы без отказов

Замечание: Обслуживание заявок из очереди носит в общем случае стохастический характер, т.е. время обслуживания различно.


4.2 Требования к ДО

 - должны обеспечивать показатель эффективности обслуживания, т.е. tожид. должно быть равномерным;

 - трудоемкость ДО должна быть минимальной.

 Приоритет - это преимущественное право на первоочередное обслуживание. Он устанавливается на основе статических и динамических характеристик заявок, на основе трудоемкости и на основе внешнего приоритета. Приоритет выступает как последовательность чисел, низшее число считается высшим приоритетом.
4.3 Классификация ДО

- бесприоритетные ДО
 - линейные
  - в порядке поступления (FIFO)
  - в инверсном порядке (LIFO)
  - случайный выбор (RAND)
 - циклические ДО
  - циклический алгоритм (RR)
  - многоуровневый циклический алгоритм (FB)
  - смешанный алгоритм
- приоритетные ДО
 - с фиксированным приоритетом
  - ДО с относительным приоритетом (ОП)
  - с абсолютным приоритетом (АП)
  - адаптивное обслуживание
 - с динамическим приоритетом
  - в зависимости от tожид.
  - в зависимости от tобслуж.
  Среднее время пребывания заявок в состоянии ожидания (tожид.) зависит от:
  - быстродействия ЦП;
  - дисциплины обслуживания;
  - трудоемкости задания;
  - интенсивности решаемых задач.
  Среднее время ожидания это есть: W=f (B, ДО, , IZ, M), где
  B - быстродействие;
  ДО - дисциплина обслуживания;
  t - трудоемкость;
  IZ - интенсивность задач;
  M - число задач (работ).

Для получения более подробной информации по планированию доступа к ресурсам и дисциплинам обслуживания (ДО) очередей смотреть здесь.